Иллюстрации к "Калевале"

"Калевала" - книга, в основу которой легли древние карело-финские народные песни, скомпонованные в единый эпический свод, в поэму со сквозным сюжетом и главными героями.
Первое издание "Калевалы" увидело свет в 1835г., расширенный и окончательный вариант вышел в 1849г. в Финляндии. Эта книга, принадлежащая к выдающимся памятникам мировой литературы, - плод подвижнической деятельности Элиаса Леннрота (1802 - 1884 гг.), выступившего посредником между тысячелетней устной народно-поэтической традицией и современной книжной культурой. По образному выражению финского поэта Эйно Лейно, в личности Леннрота хельсинкский ученый подавал руку карельскому коробейнику.
Руны, записанные по преимуществу в Беломорской Карелии (северных районах современной Республики Карелия), повествуют об общем древнем прошлом финских племен - предков и карел, и финнов, и эстонцев, в сущности всех прибалтийско-финских народностей.
Финский и карельский народы, гордясь леннротовской "Калевалой", воспринимают ее как национальное достояние, но каждый народ по-своему. Для финнов - это национальный эпос, который выполнил свою главную роль: пробуждение национального самосознания, формирование нации. Для карелов "Калевала" остается "народным эпосом". Ведь именно песни карельских рунопевцев легли в его основу.
Через "Калевалу" рунопевческая культура лесных карельских деревень, где традиционная калевальская поэзия дожила до середины ХХ века, обрела мировую славу.
Деревни и их население интересовали путешествующего Э.Леннрота не только в фольклорно-языковом отношении, но и с точки зрения быта, хозяйственных занятий жителей, их одежды, обычаев, обрядов, типа домов и их внутреннего убранства. В путевых заметках, дневниках и письмах Э.Леннрота содержится много интересного этнографического материала, в том числе, этнографических деталей, названий предметов материальной культуры.
В окончательном варианте "Калевалы" уделено повышенное внимание бытовой стороне народной жизни. Наряду с мифологическими сюжетными линиями Э.Леннрот стремился к воссозданию максимально полной картины жизни древних людей - так она ярче открывалась глазам современников.
При всей фантастичности образов и событий эпос повествует о реальных занятиях людей: рыболовстве, охоте, кузнечном ремесле, пастушестве. Безусловно, всем действам придается космогонический смысл и героический характер.
В Карельском краеведческом музее традиционно интерпретировалась "Калевала": выставки 1985, 1995, 2001 гг.
В предлагаемом вниманию широкой аудитории каталоге сгруппирован разновидовой музейный материал. Предпринята попытка, опираясь на подлинные музейные предметы, "оживить", приблизить исчезнувший мир "Калевалы", расширить представление современников о "калевальской" тематике, ее образах, нашедших отражение в изобразительном, декоративно-прикладном, монументальном и др. видах искусства.
Не претендуя на исчерпывающую полноту, мы представляем также памятники материальной культуры карелов к. XIX - перв. пол. XX вв. (нназвания районов даны в соответствие с современным административным делением территории Республики Карелия). Вещи, созданные местными жителями - крестьянами, бытовали в эпоху уже уходящей в прошлое, но еще живой народной эпической традиции. Во многих своих чертах они сохранили память о мире, в котором столетиями эта традиция жила и передавалась из поколения в поколение.
"Калевала", как литературный памятник, представлена в каталоге различными, в т.ч. редкими, изданиями на русском и иностранных языках. Устная эпическая традиция, угасая, трансформировалась в литературную и уже в книжной форме вошла в общую культурную память человечества.

Л.Степанова , научный сотрудник
Карельского государственного
краеведческого музея