|
|
|
|
В состав музея входят бывший жилой дом сторожа и церковь Апостола Петра. В небольшом крестьянском доме, построенном в 1830-е гг. и неоднократно реставрировавшемся, размещена экспозиция, рассказывающая об истории открытого в петровскую эпоху первого бальнеологического курорта страны.
Церковь Апостола Петра построена в 1721 году по распоряжению Петра I. Она неоднократно реставрировалась, но в целом сохранила свой первоначальный облик.
После второй поездки на олонецкий источник и успешного лечения царь принимает решение о продолжении строительных работ на марциальных водах. Возможно, по рисунку самого Петра I и начато было в июле 1720 года ландратом Г.Муравьевым строительство деревянного храма.
Крестообразный в плане, с колокольней и двумя восьмигранными куполами, завершающимися высокими шпилями, храм, по мнению историков русской архитектуры, является одним из первых образцов культового деревянного зодчества, выполненных в новых формах петровского барокко.
Архивные, а также краеведческие материалы ХIХ века свидетельствуют, что утварь для новой церкви была перевезена из небольшого деревянного храма Апостола Петра, построенного в 1702 году на Лодейнопольской верфи. В свою очередь на верфь многое из утвари поступило по приказу царя из Александро-Свирского монастыря. Кроме утвари на курорт в 1721 году были доставлены из Лодейнопольской церкви и иконы (возможно, весь иконостас полностью, включая декоративное убранство).
Посещавшие источник представители царской семьи дарили в церковь изготовленные собственными руками вещи: Екатерина I - вышитые поручи, Петр I - резные токарной работы изделия и т.д. Перед иконой "Тайная Вечеря" висело костяное паникадило работы царя, вывезенное, как и другие ценные памятники, в 1730 году по приказу Анны Иоанновны с курорта в Петербург (по некоторым данным паникадило хранилось в Петропавловском соборе).
При дворце Петра I на олонецких водах имелась токарня, где царь с помощниками, среди которых были и местные крестьяне, занимался изготовлением мебели (некоторые из стульев его работы сохранились до настоящего времени). Находящиеся в церкви пять деревянных подсвечников также изготовлены в этой токарне.
Возможно, именно Петром I был изготовлен и хранящийся в алтаре резной деревянный крест. Аналогичный крест в середине ХIХ века был в Старицком Успенском монастыре и имел надпись, свидетельствующую о том, что он изготовлен Петром I во время лечения на олонецких водах.
В описи убранства церкви, сделанной в 1731 году при передачи имущества курортного комплекса из Адмиралтейств-коллегии в Берг-коллегию, кроме культовых предметов, упоминаются три чугунные литые печки, одна из которых находилась в алтаре. Небольшие чугунные печи отливались с 1718 года на олонецких петровских заводах специально для сооружений курорта и являются редкими образцами чугунного художественного литья петровской эпохи. Более простые, цилиндрической формы печи были установлены во дворцах, а в форме ваз - в церковном здании. Две из печей сохранились до настоящего времени в интерьере церкви.
Большой историко-художественной ценностью обладает иконостас - один из редких образцов сохранившегося в комплексе (как архитектурно-декоративное оформление, так и живопись) памятника искусства петровской эпохи.
Как и во многих других деревянных церквях этого времени, иконостас небольшой, двухярусный и имеет местный и праздничный ряды икон. Часть икон выполнена в традиционной темперной технике (местный ряд), иконы второго яруса написаны на холсте масляными красками.
Иконографические особенности иконописи иконостаса указывают на знакомство исполнителей с западноевропейскими образцами религиозной живописи. Возможно, заказ для Лодейнопольской церкви в начале ХVIII века был выполнен мастерами Оружейной палаты. Немало иконописцев и резчиков в эти годы трудилось над украшением кораблей, в том числе такие были и на Олонецкой верфи.
Особый интерес представляют иконы местного ряда, среди которых находится храмовая икона Св. Петра. Икона воспринимается как картина с двумя сюжетами: "Христос, передающий ключи от Рая Апостолу Петру" и "Хождение по водам". Трактовка обоих сюжетов подчеркивает связь образа Петра и темой моря и флота.
Тема чудесного исцеления (к чему так стремился царь) в лодейнопольской церкви начала ХVIII века не могла найти отражения. В марциальноводском храме эта тема звучала в дополнившей иконостас иконе "Богоматерь Всех скорбящих радости" (была перенесена из дворца царя в церковь в XVIII веке), и, видимо, утрачена в годы Великой Отечественной войны.
Архитектурно-декоративное убранство иконостаса отражает новые барочные тенденции, складывающиеся в церковном искусстве в первой четверти XVIII века. Иконостас насыщен резьбой - плоскорельефной орнаментальной и скульптурными деталями.
В ХIХ веке из интерьера были изъяты и с разрешения Синода переданы в Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей несколько памятников декоративно-прикладного искусства, к сожалению, к настоящему времени утраченных.
В исторической части экспозиции наибольшей ценностью обладают подлинные памятники петровского времени: стул, изготовленный в токарне царя, чугунная памятная доска, отлитая на Петровском заводе в 1722 году по рисунку одного из крупнейших деятелей горного дела России первой половины XVIII века В.Геннина.
Л.Капуста, научный сотрудник
Карельского государственного
краеведческого музея
|
|
|
|